Пока представители общественных организаций, журналисты и политики спорят об этих критериях, обвиняя друг друга в нечистоплотности и двойных стандартах, партия власти и ее сателлиты формируют свои списки в полной тишине. В этом и состоит особенность момента – Партии Регионов или коммунистам совершенно все равно, какую оценку дадут ее избранникам те или иные общественные организации. Потому что эти организации априори – "враги", "оранжевая чума". И любая отрицательная характеристика, выданная "чумой" – это пропуск в будущее.
В Румынии, где тоже старались "освидетельствовать" депутатов, к процессу выявления скомпрометировавших себя политиков присоединились даже посткоммунисты. Это логично. Посткоммунисты постоянно пытаются доказать обществу, что они – другие, что они не имеют никакого отношения к прошлому и стали большими демократами, чем сами демократы.
Но беда в том, что в Украине нет никаких посткоммунистов. В Украине есть самые настоящие советские коммунисты, которые воспринимают любую отрицательную характеристику "продажных СМИ" и "грантоедов" как награду – и объединение "олигархов" и их подручных, уверенных, что нужно не интересоваться общественным мнением, а создавать его с помощью послушных телеканалов и социологов.
Имеет ли для избирателя значение, сколько заседаний посетил его избранник и сколько фракций он сменил? Фото: pravda.com.ua
Можно сколь угодно долго смеяться над архаичностью такого подхода, но он великолепно работает, потому что Украина – архаичная страна. И огромная часть ее граждан видит аморальность нынешней ситуации не в том, что государство разворовывается, а закон не действует, а в том, что сам гражданин не участвует в этом увлекательном процессе. Поэтому того, кто решил поучаствовать, этот гражданин воспринимает как удачливого человека, на которого нужно равняться. Имеет ли для такого избирателя значение, сколько заседаний посетил его избранник и сколько фракций он сменил? Нет, для него важен эффект и размер успеха и то, готов ли этот замечательный человек делиться с ним его плодами.
Конечно, остановленный на улице, этот человек будет осуждать коррупцию и возмущаться депутатскими прогулами, но поинтересуйтесь у него, чего он ожидает от народного избранника помимо сидения в зале заседаний – и вы узнаете, что власть должна повышать зарплаты или пенсии, увеличивать льготы и выплаты. Если бы общество считало иначе – разве не сталкивались бы мы с народным гневом именно тогда, когда государство не справляется со своей социальной функцией?
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Литвин підкуповує виборців
Джанкойський кандидат у нардепи підкуповує виборців дешевим пломбіром
Именно этот патерналистский характер общества дает возможность безнаказанно на нем паразитировать элите последних десятилетий. Если представления граждан о морали смазаны, а запросы невелики, достаточно просто вовремя платить им копейки – и ты будешь любим массами.
Популярность и Виктора Ющенко, и Виктора Януковича связана именно с этим – своевременной выплатой и увеличением зарплат и пенсий. Юлия Тимошенко смогла добиться победы на выборах благодаря элегантной предвыборной идее о компенсациях – стоит ли удивляться, что "юлина тысяча" сменилась "витиной"?
Теперь самый главный вопрос – а чем все же оппозиция отличается от власти? Ответ прост и хорошо известен – да ничем. Ничем. Оппозиция – бывшая власть. Она состоит из людей, которые уже были у руля при Кучме и Лазаренко, потом были выдавлены более удачливыми конкурентами, вернулись при Ющенко и вновь проиграли более сильным и бесцеремонным оппонентам. Разве не об этом свидетельствует рейтинг движения "Честно"? Разве не об этом пытаются сказать его активисты, которые, тем не менее, сами проголосуют за оппозицию. Вопрос только – почему?
Оппозиция и власть – как два первобытных племени. Фото: byut.com.ua
А потому, что оппозиция и власть – как два первобытных племени. В обоих царит закон стаи. В обоих нет никакого представления о совести и приличиях.
Обе стаи дикарей не ходят на заседания и голосуют чужими карточками. Только одно племя – племя собирателей и отбирателей, а другое – племя отбирателей и охотников. Если ты – неодушевленный предмет, какой нибудь ночной горшок главы племени – тебе все равно. В самом деле, какая тебе разница, какой на тебе, ночном горшке, узор, национальный ли на тебе орнамент или драгоценная инкрустация? Задница – она и есть задница, на что ее не усаживай. И выбора у тебя нет.
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Виталий Портников. Мертвые души
А вот если ты – млекопитающее или, не дай Бог, человек? Имеет ли для тебя значение, что для одного племени ты просто часть пейзажа, а для другого – предмет охоты? Что в первом случае тебя просто не заметят, а во втором – будут гнаться по всему лесу, поймают, освежуют и повесят шкуру на видном месте, если красивая? На самом деле это не имеет никакого значения? Значит – ты ночной горшок.
Потому что предложенное нам уравнивание критериев – это логика ночного горшка. Да, оппозиция ужасна. Да, в ее списках – сколько их не фильтруй – все равно будет большое количество приспособленцев и предателей, потому что таковы нравы общества и за несколько лет их не изменишь, это работа на десятилетия. Да, оппозиция может победить – а потом "регионалы" перекупят половину наших избранников. Да, если оппозиция придет к власти экономическое положение страны существенно не улучшится – просто потому что мы на пороге чудовищного кризиса. Но выборы, на которые мы пойдем, это уже не выборы, а плебисцит. И голосовать гражданин будет не за власть или оппозицию, а за то, хочет ли он быть человеком или ночным горшком.